Хотя это может показаться необычным, для Малого театра произведение "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя стало настоящим открытием. В то время как в дореволюционном репертуаре театра существовало сразу пять интерпретаций этого классического произведения, ни одна из них не оставила заметного следа в его истории, и в последние годы театр не возвращался к этому тексту. Таким образом, творческая команда начала работу фактически с нуля.
Режиссёр Алексей Дубровский делится своими мыслями: "Несмотря на великолепный юмор Гоголя, одной из ключевых тем нашего спектакля является одиночество. При более внимательном чтении поэмы я заметил, что почти все главные герои высказывают свои размышления на эту тему. В завершении, сам Чичиков признаётся, что задумал всю эту мошенническую историю лишь для того, чтобы 'иметь семью и детей, выполнить долг человека'. Добавьте сюда 'блуждающие' по России души усопших крестьян и одинокую птицу-тройку, перед которой 'остальные народы и государства отводят взгляд и уступают путь', и тогда значение "мёртвых душ" обретает совершенно новое измерение."